Ответственность в области охраны окружающей среды: кого и за что привлекают?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность в области охраны окружающей среды: кого и за что привлекают?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Экологический сбор платят производители и импортеры товаров из Перечня, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р, если они не утилизируют отходы от использования таких товаров (п. 7 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

ЧТО УЧИТЫВАЮТ ПРИ НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ

Для юридического лица. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются:

  • характер совершенного административного правонарушения;
  • характер и размер причиненного вреда;
  • обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;
  • финансово-экономическое положение юридического лица (ч. 3 ст. 7.1 КоАП).

Для физического лица. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются:

  • характер совершенного административного правонарушения;
  • обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение;
  • степень его вины;
  • характер и размер причиненного им вреда;
  • имущественное положение;
  • обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 7.1 КоАП).

Раскаяние смягчает наказание

А вот пример того, как более либеральные правила уже работают. В конце февраля представители местной межрайинспекции нашли у жителя Солигорска сети — целых семь экземпляров. Хоть это и произошло в его квартире, но даже за хранение таких орудий лова предусмотрена ответственность. Суд состоялся уже после вступления в силу нового КоАП — нарушитель получил штраф 3 базовые величины. Вину признал, но в суд не явился.

Было — стало

— Возможно, штраф мог быть и меньше, — комментирует Ольга Громович. — Прежде нижняя планка наказания за такое нарушение составляла 5 базовых величин, сейчас нижней границы нет. Существенное примечание, которое говорит о либерализации законодательства, размещено в начале главы 16 КоАП. Лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное этой главой, освобождается от административной ответственности за него с вынесением предупреждения. Но при соблюдении нескольких условий. Первое — человек должен признать факт совершения им административного правонарушения и согласиться на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения. Второе — чтобы в течение одного года до совершения «проступка» на него не налагали административных взысканий и не выносили предупреждений за такое же административное правонарушение. Если человек причинил вред окружающей среде, то должен добровольно возместить его до объявления постановления по делу об административном правонарушении.

Без путевки не входить

На территории лесхоза в Мядельском районе вилейчанин без путевки отправился на охоту. Он установил три капкана на пушных животных, но никого не добыл — госинспекторы появились вовремя. Нарушителя лишили права на охоту на год. Кроме того, суд оштрафовал его на 25 базовых величин.

Было — стало

— За это нарушение нижняя планка наказания раньше составляла 20 базовых, сейчас уменьшилась до 10. Штрафы для физлиц за незаконную охоту — от 10 до 30 базовых (ранее от 20 до 50), перемещение нелегально добытой дичи — от 20 до 30 (ранее от 20 до 50). Повторные нарушения правил безопасности охоты или ношение запрещенных боеприпасов — от 10 до 30 базовых (прежде от 10 до 40), нарушение порядка исправления ошибочных записей в документах на охоту, если совершено повторно или повлекло за собой ущерб, — до 30 (ранее до 40). Кроме того, в части 9 статьи 16.27 оговорено обстоятельство, которое раньше сложно было квалифицировать: если у охотника во время проверки не окажется при себе необходимых документов, но они есть, ему грозит небольшой штраф — до 10 базовых величин.

Ответственность в области охраны окружающей среды: кого и за что привлекают?

  • Колонка редактора
  • Новое в законодательстве
  • Вопрос — ответ
  • Обращение с отходами
  • Охрана окружающей среды
  • Разбираем ситуацию
  • Локальные документы
  • Проектировщику
  • Экологический надзор и контроль
  • Шпаргалка

За нарушение экологического законодательства на предприятиях различных форм собственности чаще всего применяется административная ответственность. Административная ответственность регулируется КоАП, а также нормативноправовыми актами, содержащими как перечни составов экологических правонарушений, так и указания о возможности привлечения виновных к административной ответственности, например:

  • Законом Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»1;
  • Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»2;
  • Законом Республики Беларусь от 10.07.2007 № 257-З «О животном мире»3;
  • Законом Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире»4 и т.д.
Читайте также:  17. ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ И ЕГО ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Административная ответственность — это обязанность лица, совершившего административное правонарушение, претерпевать лишения и ограничения принудительного характера в пределах, установленных действующим законодательством5 .

Цель применения административной ответственности — восстановление социальной справедливости, предупреждение новых правонарушений со стороны правонарушителя, а также предупреждение правонарушений со стороны других лиц.

Правовым последствием применения к виновному административного наказания является признание его подвергнутым административной ответственности в течение года с момента совершения административного правонарушения.

Основания для наступления административной ответственности: наличие в деянии признаков состава экологического проступка; вина субъекта ответственности (юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица).

Виды административных взысканий за экологические правонарушения. Наиболее часто применяемыми видами административных взысканий, предусмотренных за экологические правонарушения, являются:

  • предупреждение, состоящее в письменном предостережении лица о недопустимости противоправного поведения;
  • штраф, т.е. денежное взыскание, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в ряде случаев — в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки.

Для юридического лица. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются:

  • характер совершенного административного правонарушения;
  • характер и размер причиненного вреда;
  • обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;
  • финансово-экономическое положение юридического лица (ч. 3 ст. 7.1 КоАП).

Для физического лица. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются:

  • характер совершенного административного правонарушения;
  • обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение;
  • степень его вины;
  • характер и размер причиненного им вреда;
  • имущественное положение;
  • обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 7.1 КоАП).

Закон прямо обязывает учитывать при применении административных взысканий смягчающие и отягчающие обстоятельства (табл. 1).

1 В ред. от 31.12.2017, далее — Закон № 1982-XII.

2 В ред. от 13.07.2016, далее — Закон № 271-З.

Обзор судебной практики. Топ споров в сфере экологии. Спецвыпуск

Законом № 141-ФЗ предусмотрены следующие составы правонарушений и наказания за них.

Статья КоАП РФ

Состав правонарушения и мера ответственности за него

Новая ст. 6.35 КоАП РФ

Предусматривает ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления*. Статьей определено 12 составов правонарушений. Максимальные санкции (штраф в размере от 900 000 до 1 000 0000 руб. – ч. 12) предусмотрены для ЮЛ, причинивших отходами животноводства вред здоровью людей или окружающей среде либо своими действиями приведшие к эпидемии или эпизоотии (при отсутствии признаков уголовного преступления). Альтернативное наказание – приостановление деятельности на 90 суток.

Меньшие штрафы грозят субъектам за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при скоплении, утилизации и перевозке любых отходов потребления и производства. В первый раз размер штрафа составит (ч. 1):

  • для ИП – от 50 000 до 60 000 руб.;

  • для ЮЛ – от 250 000 до 300 000 руб.

Повторные правонарушения наказываются строже

Новая редакция ст. 8.2 КоАП РФ

Предусматривает ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Статьей определено 12 составов правонарушений.

Так, за несоблюдение указанных требований при размещении отходов ИП в первый раз будет оштрафован на сумму от 40 000 до 50 000 руб., ЮЛ – от 300 000 до 400 000 руб. (ч. 4).

Отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или ненаправление документов в уполномоченный орган повлечет штраф – для ИП от 40 000 до 60 000 руб., для ЮЛ от 200 000 до 350 000 руб. (ч. 7).

Аналогичные санкции предусмотрены при:

  • превышении указанных лимитов (ч. 8);

  • неотнесении к конкретному классу отходов I – V классов опасности (ч. 9);

  • отсутствии учета отходов (ч. 10);

  • отсутствии мониторинга состояния окружающей среды (ч. 11);

  • отсутствии инвентаризации объектов размещения отходов (ч. 12)

Новая ст. 8.2.2 КоАП РФ

Предусматривает ответственность за несоблюдение правил охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в виде штрафа в размере:

  • для ИП – от 70 000 до 100 000 руб.;

  • для ЮЛ – от 100 000 до 250 000 руб.

Альтернативное наказание – приостановление деятельности на 90 суток.

Повторные правонарушения наказываются строже

Новая ст. 8.2.3 КоАП РФ

Предусматривает ответственность за несоблюдение правил охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства в виде штрафа в размере:

  • для ИП – от 50 000 до 60 000 руб.;

  • для ЮЛ – от 250 000 до 350 000 руб.

Альтернативное наказание – приостановление деятельности на 90 суток.

Повторные правонарушения наказываются строже

Читайте также:  Возмещение вреда здоровью при ДТП

* Ранее подобные правонарушения квалифицировались по ст. 8.2 КоАП РФ с максимальным штрафом до 250 тыс. руб.

Помимо вышеназванных штрафов, Законом № 141-ФЗ также установлена ответственность за нарушения, связанные с экологическим сбором. Прежде такие санкции не были установлены.

1. Новая ст. 8.5.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, а также деклараций о количестве выпущенных в обращение товаров и упаковки, подлежащих утилизации.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

1. Неиспользование земельного участка в течение срока, установленного законодательными актами, –

влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до двадцати пяти базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин.

2. Нарушение порядка снятия, использования и сохранения плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель, либо нарушение порядка консервации деградированных сельскохозяйственных земель, либо невыполнение обязательных мероприятий по защите земельного участка от водной, ветровой эрозии или других процессов разрушения, либо невыполнение иных требований по охране земель –

влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до трехсот базовых величин.

3. Нецелевое использование предоставленного земельного участка –

влечет наложение штрафа от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от пяти до двадцати пяти базовых величин, а на юридическое лицо – от двадцати до ста базовых величин.

Уничтожение плодородного слоя почвы, либо невыполнение правил рекультивации земель, либо загрязнение их химическими или радиоактивными веществами, отходами, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами, либо иное незаконное повреждение земель –

влекут наложение штрафа в размере от трех до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от тридцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо – от пятидесяти до пятисот базовых величин.

Размеры штрафов за нарушения природоохранного законодательства

Административный кодекс содержит Главу №8, определяющую ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Наказание определяется характером правонарушения, формой собственности предприятия и правовым статусом виновного лица. В случае экологических правонарушений административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия:

  • предупреждение;
  • штрафы;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискацию незаконно выпущенной продукции;
  • лишение права на занятие определенной деятельностью.

Рассмотрим отдельные статьи Административного кодекса и штрафы, предусмотренные в рамках действующего законодательства.

Перечень преступлений

В соответствии с Уголовным кодексом, наказанию подлежат такие экологические преступления:

  • Нарушение правил безопасного использования микробиологических агентов или токсинов, повлекших за собой причинение вреда состоянию здоровья людей, распространение различных эпидемий, а также тяжких последствий, в том числе наступление смерти человека.
  • Отклонение от норм ведения ветеринарной деятельности, повлекшее за собой распространение эпизоотий или другие тяжкие последствия, носящие характер эпидемии и охватывающие целые поголовья на больших территориальных участках.
  • Нарушение правил, которые установлены в охране рыбных запасов, повлекших за собой массовую гибель популяции рыбы или других водных существ, а также значительное уничтожение их кормовых запасов.
  • Уничтожение местообитаний животных и организмов, которые занесены в Красную книгу.
  • Нарушение установленного режима территорий или объектов, находящихся под охраной, и причинение существенного ущерба этим природным ресурсам.
  • Нарушение установленных правил как следствие осуществления производственной деятельности или выполнения других работ, повлекших за собой изменение радиационного уровня и причинение ущерба здоровью людей или к массовому уничтожению популяций животных и других организмов.
  • Нарушение способов и правил хранения, утилизации вредных соединений и отходов, которые способны нести угрозу для людей или природной среды и влекут загрязнение и отравление, причинившее вред состоянию здоровья человека или приведшее к массовому уничтожению животных. А также если они были совершены в зонах с чрезвычайной экологической ситуацией или бедствием и повлекли за собой смерть человека либо массовые эпидемии.
  • Загрязнение водных ресурсов, повлекшее причинение ущерба рыбным запасам, животному и растительному миру, а также близлежащим лесным или хозяйственным угодьям, особенно если был нанесен вред состоянию здоровья человека или наступила его смерть.

Статья 18.1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций

1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом

Административная ответственность за нарушение
222–1850 руб. от 6 до 50 б.в.

Виды юридической ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»

В юридической науке выделяется четыре вида юридической ответственности:

  1. административная ответственность;
  2. уголовная ответственность;
  3. гражданско-правовая ответственность;
  4. дисциплинарная ответственность.
Читайте также:  Реквизиты для оплаты государственной пошлины

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается правоотношение между государством в лице специально уполномоченных органов и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим), на которое возлагается обязанность претерпевать меры государственного принуждения в форме определенных лишений (личного, имущественного или организационного характера) за нарушение норм экологического законодательства.

Согласно ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливаюется следующие виды ответственности:

  1. имущественная;
  2. дисциплинарная;
  3. административная;
  4. уголовная ответственность.

Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде.

Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Влияние на озоновый слой

Новая статья 8.21 «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой»
Часть статьи Нарушение Санкция
1 Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой Штраф:
  • физлица: 1000 – 1500 руб.;
  • должностные лица: 5000 – 10 000 руб.;
  • ИП: 10 000 – 30 000 руб.;
  • юрлица: 30 000 – 100 000 руб.
2 Повторное совершение нарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи Штраф:
  • физлица: 1000 – 2000 руб.;
  • должностные лица: 10 000 – 30 000 руб.;
  • ИП: 30 000 – 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • юрлица: 100 000 – 250 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Отходы животноводства

Новая статья 8.23 «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов животноводства»
Часть статьи Нарушение Санкция
1 Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе/накоплении/транспортировании/обработке/утилизации/обезвреживании/размещении отходов животноводства Штраф:
  • физлица: 2000 – 3000 руб.;
  • должностные лица: 25 000 – 35 000 руб.;
  • юрлица: 150 000 – 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
2 Действия/бездействие, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека и/или вреда окружающей среде, возникновению эпидемий, эпизоотии Штраф:
  • физлица: 3000 – 5000 руб.;
  • должностные лица: 50 000 – 100 000 руб.;
  • юрлица: 300 000 – 500 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
3 Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи Штраф:
  • физлица: 3000 – 5000 руб.;
  • должностные лица: 50 000 – 100 000 руб.;
  • юрлица: 300 000 – 500 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Санкции за другие нарушения

Кроме этого, комментируемым законом введены статьи, в которых установлена ответственность за нарушение требований:

  • в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (ст. 8.2 КоАП РФ);
  • в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (ст. 8.2.1 КоАП РФ);
  • в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 8.2.2 КоАП РФ);
  • в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2.3 КоАП РФ);
  • санитарно-эпидемиологических при обращении с отходами производства и потребления (ст. 6.35 КоАП РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *