Развенчание по правилам православной церкви

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Развенчание по правилам православной церкви». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Венчание – это церковное Таинство, то есть священнодействие с незримым участием Самого Господа. В этом Таинстве Бог освящает брачный союз Своей благодатью. Таким образом, естественные отношения между мужчиной и женщиной обретают духовное измерение и брак становится ступенью на пути ко Господу. Образно это показано в Евангельском рассказе о чуде превращения воды в вино, совершённом Христом на свадьбе в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11).

Можно ли развенчаться?

Православная Церковь утверждает нерасторжимость брака. Господь заповедал: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Двое навсегда стали одной плотью и ничто не сможет это отменить. Их единство носит не столько психологический или социальный характер, сколько духовно-бытийный. Поэтому единобрачие в Православии является идеалом, к которому все мы призваны. По церковным канонам, священник может быть женатым лишь единожды, поскольку должен служить примером для прихожан.

Однако, даже в христианской среде некоторые семьи разрушаются. И нередко у бывших супругов возникает вопрос «Как развенчаться?». Выше уже было сказано, что совершённое Таинство отменить нельзя, поэтому «развенчание церковного брака» невозможно. В некоторых случаях Церковь может лишь признать церковный брак утратившим свою каноническую силу. Невиновная сторона при этом имеет право получить благословение на второй брак. Виновной же стороне это благословение может быть дано только при условии покаяния и выполнения епитимии. В крайних случаях допускается и третий брак, но не более. Благословение даётся только епархиальным архиереем.

Развенчание церковного брака: мнения священников

Иерей Святослав Шевченко называет Венчание Таинством «по соединению, сращиванию двух душ в одно целое на сакральном уровне». Священник признаёт, что довольно часто слышит вопрос «Как развенчаться в церкви?». Отец Святослав подчёркивает, что Таинства не имеют обратной силы, и напоминает об ответственности супругов перед Богом за распад семьи без уважительной причины.

Священник Михаил Самохин отмечает, что развод для христианина не означает возвращения добрачной свободы:

«Необходимо не «развенчание», а повторный брак. Не свобода, а снова семья, малая церковь».

Протоиерей Андрей Ефанов говорит, что развенчание церковного брака – это народная выдумка. Такого понятия вообще нет в церковной жизни. Отец Андрей напоминает, что в некоторых случаях разведённые христиане могут получить церковное благословение на второе венчание в епархии по месту жительства.

Вот что о невозможности «развенчания» говорит протоиерей Владимир Воробьёв:

«Церковные Таинства созидают жизнь, но среди них нет ни одного, призванного разрушить ее. Венчание – это не договор, который можно расторгнуть в любое время. Природа Таинства совершенно иная».

Протоиерей Андрей Ткачёв также видит в желании «развенчаться» легкомысленное отношение к Таинству:

«Венчание превращено нами просто в красивую церемонию… И через год приходим и говорим: «Надо бы развестись и развенчаться». Венчание — это слишком серьезная вещь для того, чтобы вот так с ним баловаться».

Особенности процедуры

Под развенчанием подразумевают развод по разрешению священнослужителя. Во времена правления церкви браки заключались только с согласия священников. Они выполняли роль современного ЗАГСа. Развод тоже давали священники. При этом должны быть веские основания для завершения брака, прописанные в церковном уставе. Пока супруги не получили свидетельство о развенчании, они не могли жениться, выходить замуж повторно.

В наши дни официальным органом, регистрирующим браки, является ЗАГС. Развод тоже происходит по заявлению одного из супругов либо двух. Несмотря на это, осталась «привычка» венчаться в церкви, а значит, и получать развенчание нужно тоже в случае развода. С одной стороны, так и должно быть, ведь люди, которые начинают «играть» по правилам православия, должны полностью их придерживаться. Однако на самом деле нет никаких последствий, если процедура развенчания не будет выполнена.

Многие верующие уверены, что в процессе венчания в церкви происходит благословение Бога на брак, а значит, он будет счастливым. Если быть точным, Бог венчает пару в тот момент, когда происходит знакомство женщины и мужчины, а если копнуть вглубь, то в момент рождения. Бог каждому создал пару и в определенный момент делает так, чтобы супруги встретились.

Другими словами, нужно понимать, что церковные правила, общественные (ЗАГСа) и божеские — три разные вещи. Таким образом, если решено венчаться в церкви, значит, потребуется проходить и процедуру развенчания.

Церковное законодательство во все времена было вынуждено учитывать реальные обстоятельства меняющейся жизни.

Так, в синодальную эпоху поводом к разводу служили следующие причины: прелюбодеяние, то есть половая связь одного из супругов с посторонним лицом — была ли эта связь продолжительным действием или единичным фактом; физическая неспособность к брачному сожитию.

Читайте также:  Ваша заявка уже обрабатывается

Последствием развода вследствие признания супруга неспособным к брачному сожитию является воспрещение ему нового брака навсегда; безвестное отсутствие одного из супругов в продолжение 5-ти лет и более.

Поместный Собор Русской Церкви 1917-1919 гг. принял особое «Определение о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», в котором, помимо вышеперечисленных, указывались и следующие причины развода:

  • Отпадение от Православия одного из супругов при ходатайстве о разводе другого;
  • Противоестественные пороки;
  • Самооскопление;
  • Сводничество;
  • Заболевание проказой — и так далее;

Относительно современного положения вещей нужно сказать, что все бракоразводные дела рассматриваются гражданскими судами, однако это не освобождает православных христиан от обязанности расторгать свой церковный брак и по суду церковной власти, то есть через епископа. При расторжении церковного брака правящий архиерей не обязан проводить судебное разбирательство. Он основывается в своем решении на постановлении гражданского суда, показаниях самих супругов и их духовника.

Что нужно для развенчания

По православным канонам, разрушение семейного союза – большой грех. Священники всячески препятствуют этому. Государственное расторжение брака и церковное между собой принципиально различаются. ЗАГС, суд юридически оформляют желание людей развестись. А при обращении в Епархию, речь идет не о пожелании, а лишь о подтвержденной невозможности сохранить союз. Обряда, который бы просто «возвращал свободу», как будто ничего вообще не было, у православных нет.

Православие предполагает, что каждый человек стремится создать семью – «малую церковную ячейку». Поэтому, после развода христианину, который является пострадавшей стороной, предлагают как можно чаще взывать к Богу с молитвой о скорейшей встрече с человеком, с кем легко создать семью. И тогда, после свадьбы, обращаются с просьбой о повторном венчании.

Если же бракоразводный процесс состоялся по причине преступлений, зависимостей, психических болезней, пропажи без вести, других серьезных обстоятельств, доказанных документально, Архиерей Епархии выдает свидетельство о том, что признает союз распавшимся. Это доказательство, что человек, пострадавшая сторона, имеет право на повторное венчание. Виновный же, в случае желания повторно венчаться, проходит нелегкую процедуру покаяния.

Что нужно для венчания

Для начала необходимо установить, какие виды браков существуют. Союз мужчины и женщины может быть светским (брак, зарегистрированный в ЗАГСе), церковным (венчание) или фактическим (так называемое сожительство). Чтобы венчание было действительным, супруги должны соблюсти несколько условий:

  1. Церковный брак невозможен без гражданского. Венчают только законных супругов: перед обрядом нужно предъявить государственное свидетельство о браке.
  2. Супруги должны быть равноверующими и крещёными. Одинаковое вероисповедание — необходимое условие. Иными словами, в РПЦ может быть обвенчана только христианская пара.

Расторжение брака в Ветхом Завете

Ветхозаветный брак не освящался религиозным обрядом, не являлся церковным таинством в новозаветном понимании, хотя и сопровождался принятыми на Востоке сложными церемониями, праздником (Мф. 25:1-13), благословением родных (Быт. 24:60) и народа (Руф. 4:11-12). В первую очередь брак в Ветхом Завете рассматривался как имущественно-правовой завет или договор между двумя семьями. Хотя Господь считал расторжение брака злом (Мал. 2:13-16), закон Моисея допускал разводы, снисходя к жестокосердию ветхозаветных людей (Мк. 10:2-9) [1]. В двух случаях развод не допускался: когда у пары была добрачная близость (Втор. 22:29) и когда муж после первой ночи ложно обвинил супругу в отсутствии девственности (Втор. 22:19).

Ветхозаветный закон инициативу развода, как правило, предоставлял мужчине: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное (по-славянски «обрете в ней срамное дело»), и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа» (Втор. 24:1-2). Причина потери «благоволения» женщины перед мужем четко не обозначена, и это давало повод для произвольных толкований. Во времена Исуса Христа мужчины разводились со своими женами «по всякой причине» (Мф. 19:3), то есть по любому поводу [1]. Однако и права женщины в какой-то мере защищались законом. После развода жена должна была получить от мужа официальный документ — разводное письмо, дающее ей право на другое замужество.

Жена, с которой развелся муж, имела право вторично выйти замуж, причем, даже в случае её развода со вторым мужем или его смерти, первый муж уже не мог повторно на ней жениться. Для него бывшая разведённая жена считалась осквернённой, женитьба на ней объявлялась «мерзостью перед Господом» (Втор. 24:3-4). Это должно было предостеречь мужей от опрометчивого расторжения брака [2]. Муж должен был официально на открытом разбирательстве дела «старейшинами того города» (Втор. 22:18, Руфь 4: 1-2, 11), в присутствии «всего народа» и свидетелей объяснить, почему жена потеряла его «благоволение». Пророк Иеремия аллегорически описывает такой бракоразводный процесс, в котором прелюбодеяние жены приводит в качестве основания для расторжения брака, как пример неверности Израиля Господу (Иер 2:9; 3:8). При этом не стоит забывать, что прелюбодеяние по закону Моисея каралось смертью (Лев. 20:10, Втор. 22:22), однако пострадавшая сторона, вместо смертной казни виновных, могла согласиться на денежное возмещение (Притч. 32:35) и последующий развод.

Женщина находилась в подчиненном положении, и Ветхий Завет допускал многоженство. При этом женщина, в отличие от мужа, не имела право «по всякой причине» разводиться с ним. Однако жена имела определённые права и «не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития» (Исх. 21:10), то есть того, что обычно предусматривалось брачным договором. В противном случае жена имела право уйти от мужа, то есть расторгнуть брак, «даром, без выкупа» (Исх. 21:11).

Читайте также:  Как оформить в собственность земучасток по книжке садовода

Подводя итог, можно сказать, что Ветхий Завет допускал четыре причины для развода супругов, являющиеся нарушением супружеского договора: прелюбодеяние («срамное дело»), оставление без пищи, одежды и супружеского сожития.

Высокое учение Нового Завета о браке

Новый Завет подтвердил учение ветхозаветных пророков о том, что брак есть таинственный образ союза Церкви с Богом (Мф. 9:15, Иоанн 3:29, 2 Кор. 11:2). В Апокалипсисе Церковь названа «женой, невестой Агнца» (Откр. 21:9, 19:7, 22:17). Апостол Павел призывает мужей-христиан любить своих жен, «как и Христос возлюбил Церковь», а жен повиноваться своим мужьям во всем, «как Церковь повинуется Христу» (Еф. 5:24-25). Христианские семьи, в которых муж и жена стали, по слову Господа, «двое одна плоть», через причастие таинственно становятся телом, плотью Христовой. Поэтому свое учение о браке апостол Павел завершает словами о Церкви: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:24-32).

Апостол Павел подтверждает и даже усиливает утверждение ветхозаветных пророков, что блуд есть измена Богу. «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор.6:15-17).

Другие причины для церковного развода

Есть менее популярные, но все же веские причины для того, чтобы развенчаться. Среди них Церковь признает такие:

  1. Тяжелая душевная болезнь одного из супругов (медицински засвидетельствованная), а также официально подтвержденные хронические алкоголизм или наркомания.
  2. Заболевание проказой или сифилисом (несколько устаревшая норма, — тем не менее, она действует).
  3. Заболевание одного из супругов СПИДом (ВИЧ-позитивных носителей эта норма не касается).
  4. Совершение женой аборта без согласие на то мужа.
  5. Посягательство на жизнь супруга/супруги либо общих детей (должны быть официальные бумаги, подтверждающие этот факт).
  6. Неспособность одного из супругов к деторождению (только в случае, если она наступила до брака либо в результате самокалечения).

Процедура развенчания церковного брака

Как уже было сказано выше, конкретной процедуры расторжения брака в церкви не существует, церковь может лишь благословить человека на повторный брак, здесь и далее это мы и будем называть развенчанием.

Православная церковь допускает повторное венчание людей, уже бывших в браке, и для этого необходимо будет обратиться в Епархиальное управление. Итак, как правильно развенчаться?

  • На имя архиерея необходимо подать прошение, приложить необходимые документы и ждать ответа.
  • Вам предстоит пройти собеседование со священником, который пожелает узнать причины, подтолкнувшие вас к разводу. Помните о том, что в случае, если причина не является уважительной для церкви, то вам могут отказать в повторном венчании.
  • Если же вы получите благословение, то можете повторно обвенчаться в любом выбранном вами храме.

Причины, которые повлияют на расторжение церковного брака

Церковь всегда отрицательно относилась к разводу, поэтому развенчаться намного сложнее, чем просто получить свидетельство о расторжении брака. Для этого шага должны очень веские причины. Документально они были установлены еще в начале прошлого века. Для того чтобы провести обряд развенчания, необходимо доказать следующие факты:

  • неверность одного из супругов;
  • принятие другой веры мужем или женой;
  • повторный брак при наличии уже существующего;
  • венерические заболевания, которыми может страдать один из супругов;
  • исчезновение мужа или жены на долгое время (пропажа без вести);
  • попытки на причинение вреда жизни членов семьи;
  • заключение одного из супругов в тюрьму;
  • невозможность к воспроизведению потомства на физиологическом уровне;
  • кровосмесительный брак.

Брешь в отношениях размером с ребенка

– А куда исчезают отношения? Люди ведь именно ради отношений женятся и выходят замуж – любят друг друга, тянутся друг к другу. Появляются дети, семья растет, жена воспитывает, «спасается чадородием», муж работает, все это естественный ход событий – а самое главное, любовь, уходит. Почему?

– Насчет выражения «женщина спасается чадородием» не все так однозначно. Скажем, в свое время из-за этого сложилась скандальная ситуация, когда отец Ианнуарий (Ивлиев) – один из специалистов в области новозаветных текстов, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, очень хорошо владеющий древнегреческим языком – разбирая этот текст, показал, что там говорится немножко о другом.

По его версии, понимать текст следует так: женщина спасается, несмотря на чадородие. Не в том смысле, что чадородие вредит спасению, конечно же. Если посмотреть сам текст, там сказано: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:13-15).

В общепринятой трактовке получается, что сам факт чадородия спасает: рожай и спасешься. А отец Ианнуарий предположил другое: по тексту получается, что женщина, рожая детей, уже не может принимать такого активного участия в миссии, много молиться, оказывать поддержку неимущим, как могла бы, если бы не было детей. Она вынуждена вкладывать много сил в детей, в житейские заботы и меньше – в духовную жизнь, но, несмотря на это, она спасается. Бог проявляет к ней особую милость, учитывая сам факт того, что у нее много детей, однако при условии проявления ею веры, любви и святости с целомудрием.

Читайте также:  Инструкция: приемка квартиры в новостройке

Спасает же именно вера, любовь, святость и целомудрие, несмотря на чадородие и связанные с этим житейские заботы.

Кстати, греческая частица διά имеет много значений, поэтому текст может быть переведен как «за чадородие», «через чадородие», «в чадородии», «в течение чадородия», а также «для чадородия» и «несмотря на чадородие». Фраза еще может быть переведена как «ради рожденного чада» или «через рожденное чадо», то есть – если из ребенка вырастет благочестивый христианин, то благодаря этому будет спасена и мать. Речь в этом случае идет не о физиологическом процессе родов, а о рождении человеческой личности, о воспитании ребенка в вере и благочестии.

Каторга и безвестное отсутствие

Причинами для развода сегодня считают безвестное отсутствие, длящееся не менее 3 лет, а также получение одним из супругов наказания, которое лишает его всех прав. Подобные причины действовали и раньше. Так в XV веке жена могла развестись, если узнавала, что муж до свадьбы скрыл «холопское состояние» или уже во время супружества без ведома жены «продал свободу». По законам того времени жена холопа автоматически становилась холопкой. Если такое происходило в результате незнания или обмана, Церковь разрешала женщине развод и восстановление статуса свободного человека.

С XV в. Церковь закрывала глаза на второй брак женщин, чьи мужья «безвестно отсутствовали». Как пишет в статье «Расторжение брака в Российской империи на рубеже XIX-XX вв.» О. Яненко, для развода по этой причине требовалось три условия. Первое – брак должен быть заключен официально. Второе – о нахождении мужа действительно никто ничего не знает. Третье – отсутствие длилось не менее 5 лет. Проситель проходил через многочисленные дознания, отвечал на бесконечные вопросы о родственниках, имуществе, возможных местах нахождения пропавшего. Полиция проводила расследование. В газете публиковалось объявление о безвестно отсутствующем. Если через год после публикации сообщения и розысков человек не находился, брак аннулировали.

В петровские времена появилась еще одна причина для расторжения брака – каторга. Ссылка приравнивалась к гражданской смерти, поэтому вторая половина ссыльного автоматически получала статус вдовца или вдовы. Воспользоваться этой причиной могли лишь те, кто добровольно не отправлялся за осужденным, и только при условии, что местом каторги была Сибирь.

Можно ли развенчаться в церкви после развода и нужно ли, возможные основания

Если между супругами все-таки возникли непримиримые разногласия и было решено развестись, то необходимо обратиться в отдел ЗАГС, где будет пройдена формальная процедypa расторжения брака.

Церковный же брак заключается не на бумаге, а перед Богом, именно перед ним супруги несут ответственность за свою семейную жизнь.

Для церкви, как для института, понятия «развенчание» не существует, так как она отрицает само понятие развода, ставя семью на первое место.

Развенчиваться — это значит заключать новый брак на небесах, венчаться повторно.

Вот хорошее видео о гражданском браке и развенчании.

Правда, если вы придете в церковь, и скажете, что желаете выйти замуж или жениться повторно со скуки, вам могут отказать. Церковь считает довольно весомыми для расторжения брака некоторые определенные причины причины:

  • Измена одного из супругов,
  • Аборт, сделанный женой без согласия мужа, без необходимости по медицинским показателям,
  • Смена веры одним из супругов,
  • Неспособность к супружеской жизни, а как следствие к продолжению рода, потеря дееспособности мужа или жены,
  • Болезни, угрожающие здоровью будущих детей (СПИД, сифилис и другие),
  • Вступление мужа или жены в другой брак,
  • Алкоголизм и наркомания одного из супругов,
  • Риск нанесения ущерба здоровью одним из супругов второму,
  • Сводничество,
  • Длительное отсутствие одного из партнеров,
  • Несоответствие христианским канонам: брак между родственниками, брак до достижения совершеннолетия.

Таким образом, вы сами можете ответить на вопрос, нужно ли развенчивание первого брака. Оно возможно только посредством заключения повторного церковного брака. А можно ли это сделать, зависит от приведенных выше причин.

Развенчание после расторжения брака

Семейные узы брака прекрасны, венчание носит под собой еще более глубокий смысл. При венчании неспроста присутствует священник, он связывает души людей не только земными узами, но и духовными.

Священник объясняет молодоженам, что после венчания они соединяют свои души не только друг с другом, но и с Господом Богом. От того обычным разводом через ЗАГС просто так не отделаться. Сложность характера, угасшие чувства не являются поводом для развода в церкви. Прежде чем венчаться в церкви, необходимо серьезно поразмышлять, насколько вы готовы к такому союзу.

К сожалению, бракоразводный процесс, как и развенчаться в церкви после разводы с бывшим мужем. Вопрос более чем актуальный. Расставания с любимыми людьми для многих уже обычное дело.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *