Судебный пристав по обеспечению установленного порядка в деятельности судов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебный пристав по обеспечению установленного порядка в деятельности судов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Наша повседневная жизнь и действия подчиняются определенным правилам и нормам. Одни носят неформальный характер, а другие – формальный, законодательный. К сожалению, не все люди выполняют взятые на себя обязательства, отсюда и образуются долги. Не каждый готов погашать долги, поэтому часто решение об этом принимает суд.

Кто может быть судебным приставом

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

При этом судебный пристав должен иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование для заместителя начальника отдела — заместителя старшего судебного пристава.

Для начальника отдела — старшего судебного пристава судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование,

С 01.12.2014 года для судебного пристава-исполнителя обязательно высшее юридическое или высшее экономическое образование,

Кроме этого судебный пристав для исполнения возложенных на него обязанностей должен обладать деловыми и личными качествами, быть годным к несению службы по состоянию здоровья и не иметь судимости.

Судебный пристав приносит присягу, согласно которой обязан:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы,

  • защищать права граждан и государства,

  • достойно переносить трудности профессии,

  • соблюдать дисциплину и хранить государственную тайну.

Что такое оупдс судебный пристав

Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 194-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

осуществлять охрану здания, помещений суда;

в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану;

осуществлять охрану зданий, помещений органов принудительного исполнения;

(абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц органов принудительного исполнения при исполнении служебных обязанностей;

(в ред. Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

при выявлении признаков преступления составить сообщение об этом и направить его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством;

(абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения;

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 388-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ)

взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

(в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

Кто выше судебного пристава?

Кто стоит выше судебных приставов?

Федеральная служба судебных приставов

Подчинено

Президент Российской Федерации

Вышестоящее ведомство

Министерство юстиции Российской Федерации

Директор — главный судебный пристав Российской Федерации

Дмитрий Васильевич Аристов

Устройство

Какими законами руководствуется ФССП?

Статус ФССП, полномочия и обязанности определяют законодательные и правовые нормы, к которым относятся:

Судприставы относятся к исполнительной категории власти. Это означает, что их требования являются обязательными, а неисполнение их грозит уголовной или административной ответственностью. Кроме этого, приставы вправе наложить штрафы за нарушение, например, за сокрытие важной информации. Если кто-то пытается помешать ходу исполнительного производства, то ему может грозить уголовная ответственность по ст.30-31 УК.

За деятельностью судприставов также наблюдают вышестоящие должностные лица, такие как суд и прокуратура. Именно они будут проводить разбирательства, если в адрес ФССП поступят жалобы на незаконные действия. В своей работе судебные приставы обязаны руководствоваться законами и не выходить за рамки своих полномочий. За свои действия или бездействия судпристав несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. На практике часто случается так, что судприставы превышают свои полномочия. К одной из причин относят огромную загруженность простых работников, однако, это не является основанием для нарушений, ведь он действует от имени власти, поэтому все должно быть в рамках закона.

При поступлении жалоб на работу судприставов, проводится прокурорская проверка, по результатам которой выясняются нарушения и вводятся меры по их устранению. В качестве наказания сотрудника могут уволить со службы, сделать предупреждение или выговор, отстранить от исполнения обязанностей на некоторое время с сохранением зарплаты.

Правовой статус судебного пристава-исполнителя

Особенности правового статуса (совокупности прав и обязанностей) этого представителя власти определяются правовыми нормами, которые регулируют вопросы исполнительного производства:

    Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ Федеральным законом «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ.

Кроме того, к таким документам можно отнести ряд локальных актов Министерства юстиции РФ.

Выполняя свои должностные обязанности, пристав-исполнитель представляет исполнительную ветвь власти, а следовательно, его требования являются обязательными и неподчинение им грозит административной ответственностью. Невыполнение требований судебного пристава влечет за собой наложение штрафа. Сумма составит от 1 до 2,5 тыс. рублей. Штраф может быть выписан и за другие нарушения (не уведомили об увольнении с работы, скрыли важную для исполнительного производства информацию и т.д.) по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ. Кроме того, чиня препятствия работе пристава, вы пытаетесь повлиять на ход исполнительного производства, за это предусмотрена уголовная ответственность (гл. 30 и 31 УК РФ).

Характеризуя компетенции пристава, необходимо указать на их обязательный признак — территориальность. То есть исполнение производится именно тем структурным подразделением ФССП, которое закреплено за территорией, на которой проживает, располагается, зарегистрирован должник.

Права судебных приставов

Судебный пристав имеет право:

  • Проверять работодателей в отношении его работников-должников, в том числе проводить проверки бухгалтерской документации по исполнению исполнительных документов;
  • Получать информацию необходимую для работы в рамках исполнительного производства, а, именно, справки, ответы на запросы, и в том числе и ваши персональные данные;
  • Входить в помещения, которые принадлежат должникам, осматривать их, при необходимости вскрывать эти помещения. Кроме того, на основании решения суда, пристав может совершить эти действия и по отношению к помещениям, которые принадлежат другим лицам, но в которых по мнению пристава, может находиться (укрываться) имущество должника;
  • Давать физическим лицам и организациям, участвующим в исполнительном производстве поручения, исполнение которых является обязательным, например, дать поручение (на основании постановления) финансово-кредитной организации, удержать денежные средства со счетов должника, дать поручение вручить повестку о необходимости явки на прием к приставу, например родственнику или руководителю организации, где работает должник и т.д.;
  • Использовать, с согласия собственника, нежилые помещения для хранения имущества, которое было изъято, использовать транспорт должника или взыскателя для транспортировки изъятого имущества. Транспортные расходы возлагаются на должника.
  • Налагать арест на имущество, делать выемку, передавать на хранение и заниматься реализацией арестованного имущества;
  • Объявлять как должника, так и его имущество в розыск;
  • Обращаться в суд с просьбой разъяснить смысл требований исполнительного документа, если способ его исполнения неясен.
  • Проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, у граждан, участвующих в исполнительном производстве, при совершении исполнительских действий;
  • Вызывать на прием стороны исполнительного производства, граждан и должностных лиц, проходящих по исполнительным документам;
  • Обращаться за помощью и взаимодействием к сотрудникам полиции, миграционной службы, ФСБ, МЧС, в органы местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам национальной гвардии Российской Федерации;
  • Совершать другие действия, предусмотренные законодательством о судебных приставах.

Кто такие частные судебные приставы

На сегодняшний день единственное ведомство РФ, занимающееся принудительным взысканием задолженности – ФССП. Приставы от имени государства работают с долгами в пользу физических лиц, организаций, государственных органов. Интересно, что около 64% такой работы заключается в защите прав предпринимателей.

Читайте также:  Что делать, если в магазине мне отказали в возврате денег за товар?

Сейчас нагрузка на ФССП колоссальная, поэтому приставы с трудом справляются с большим объемом документов, разбирательств, информацией о должниках. Это негативно сказывается на сроках исполнительных действий.

Идея с негосударственными судебными исполнителями призвана снизить нагрузку на эту службу, повысить процент исполнения судебных решений. В России уже было несколько предложений создания такой инстанции, однако решение пока не принято.

Меры принудительного исполнения

Некоторые меры принудительного исполнения в последнее время нашли особенный отклик у наших должников и ответчиков по суду:

1. Ограничение на выезд за границу.

Если в течение 2 месяцев после срока, отведенного на добровольное исполнение решения суда, ответчик так его и не исполнил, пристав имеет право запретить выезд должнику за пределы страны.

Требования суда, невыполнение которых грозит закрытием границы:

  • уплата алиментов, возмещение материального и морального вреда потерпевшему по делу, если сумма более 10 000 руб.;
  • требования, которые не связаны с возмещением денег;
  • другие требования, если сумма долга более 30 000 руб.

2. Временное ограничение на управление транспортными средствами (автомобили, водный и воздушный транспорт, мотоциклы, квадроциклы и др.)

Это решение не может быть принято в случае, если транспорт:

  • единственный источник дохода для должника и членов его семьи;
  • единственное средство передвижения в отдаленной местности;
  • используется для перевозки инвалида.

А также, если задолженность по исполнительному листу не более 10 000 руб.

3. Взыскание на имущество должника (деньги, ценные бумаги, другие ценности, движимое и недвижимое имущество).

Оно подлежит изъятию и передаче взыскателю или реализации с целью возмещения долга по исполнительному листу.

Далеко не на все имущество может быть обращено взыскание. Вот некоторые ограничения:

  • жилые помещения на праве собственности, если это единственные пригодные для проживания помещения;
  • одежда и обувь должника, предметы домашней обстановки за исключением предметов роскоши и драгоценностей;
  • имущество, которое необходимо для профессиональной деятельности должника и др.

Организация взаимодействия судебного пристава-исполнителя с судебными приставами по ОУПДС в процессе совершения исполнительных действий

Исходя из диаметрально противоположных интересов сторон исполнительного производства (взыскателя и должника) принудительное исполнение судебных актов и актов других органов предполагает высокую вероятность конфликта между судебным приставом-исполнителем и должником. Как свидетельствует практика, довольно часто конфликты перерастают в активные действия должника по воспрепятствованию законной деятельности судебного пристава-исполнителя и сопряжены с реальной угрозой его жизни и здоровью, в связи с чем действующим законодательством закреплено право судебного пристава-исполнителя на обеспечение его личной безопасности и создание надлежащих условий для выполнения задач в рамках исполнительного производства.

Основную нагрузку по обеспечению безопасного выполнения задач принудительного исполнения несут судебные приставы по ОУПДС, которым это вменено в обязанности Законом о судебных приставах и другими нормативными правовыми актами.

При совершении исполнительных действий судебный пристав по ОУПДС обеспечивает безопасность судебного пристава-исполнителя, следит за соблюдением общественного порядка. В процессе несения службы он не допускает нахождения посторонних лиц в месте совершения исполнительных действий, обеспечивает сохранность служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря, а также изъятых у должников денежных средств, имущества и ценностей.

При проведении масштабных исполнительных действий по исполнительным производствам, имеющим большой общественный резонанс, и в других случаях при наличии информации о реальности угрозы жизни и здоровью лиц, участвующих в исполнительных действиях, безопасность проводимых мероприятий на основании Положения о взаимодействии может обеспечиваться совместными силами судебных приставов по ОУПДС и сотрудников органов внутренних дел.

Порядок участия судебных приставов по ОУПДС в совершении исполнительных действий (применении мер принудительного исполнения) целесообразно рассмотреть в виде трех основных этапов: подготовительного, основного и заключительного.

Инициатива о привлечении судебного пристава по ОУПДС к участию в исполнительных действиях, как правило, исходит от судебного пристава-исполнителя. Вместе с тем, например, на основании информации о наличии угрозы безопасности защищаемым лицам решение об участии судебных приставов по ОУПДС в рамках исполнительного производства может принять старший судебный пристав независимо от ходатайства судебного пристава-исполнителя.

По общему правилу на подготовительном этапе при определении необходимости участия судебных приставов по ОУПДС в исполнительных действиях судебный пристав-исполнитель исходит из наличия угрозы его личной безопасности (например, при посещении должника в его адрес высказывались угрозы физической расправы) либо высокой вероятности силового противодействия его законным требованиям (например, наличие вооруженной охраны помещений должника-организации).

Информация о возможных противоправных действиях должника может также поступить судебному приставу-исполнителю от взыскателя или из правоохранительных органов. Ни одно из подобных сообщений не следует оставлять без внимания.

Оценив реальность существующей угрозы, судебный пристав-исполнитель составляет заявку по установленной форме (приложение № 6 к Инструкции, утвержденной приказом Минюста России от 3 августа 1999 г. № 226:), которую он представляет для рассмотрения начальнику отдела — старшему судебному приставу. В заявке указываются мотивы, на основании которых в совершении исполнительных действий необходимо участие судебных приставов по ОУПДС.

Заявка подается судебным приставом-исполнителем старшему судебному приставу для утверждения в порядке внутреннего документооборота структурного подразделения не позднее чем за двое суток до даты проведения исполнительных действий.

При необходимости немедленного привлечения судебных приставов к обеспечению безопасности исполнительных действий в случаях, не терпящих отлагательств, заявка может быть подана непосредственно в день проведения исполнительных действий по согласованию со старшим судебным приставом.

Данная заявка судебного пристава-исполнителя регистрируется в специальном журнале (приложение № 7 к Инструкции).

Начальник отдела — старший судебный пристав при рассмотрении заявки знакомится с исполнительным производством, приведенными доводами судебного пристава-исполнителя о привлечении дополнительных сил и средств.

При этом необходимо учитывать: характер исполнительных действий (мер принудительного исполнения); вид имущества, на которое планируется обратить взыскание (например, скоропортящиеся продукты); возможное убытие должника или его представителей; степень угрозы судебному приставу-исполнителю или имуществу должника и другие факторы, которые влияют на сроки совершения исполнительных действий.

Исходя из анализа имеющейся информации, старший судебный пристав принимает решение об участии в обеспечении исполнительных действий судебных приставов по ОУПДС. В зависимости от сложности и объема исполнительных действий старший судебный пристав поручает выполнение задач либо одному судебному приставу, либо группе судебных приставов по ОУПДС, о чем делается соответствующая запись в журнале учета заявок. Заявка выдается судебным приставам по ОУПДС под роспись.

В случаях если обеспечить безопасность исполнительных действий только силами судебных приставов по ОУПДС отдела не представляется возможным, начальник отдела — старший судебный пристав в установленном порядке заблаговременно направляет в территориальный орган ФССП России мотивированную заявку на привлечение к участию в исполнительных действиях судебных приставов по ОУПДС группы быстрого реагирования (с указанием оснований, времени и места совершения исполнительных действий, а также сил и средств, необходимых для усиления).

При необходимости привлечения сил и средств органов внутренних дел в рамках взаимодействия соответствующая информация направляется в адрес соответствующего руководителя территориального органа внутренних дел.

Получив указание на участие в исполнительных действиях, судебный пристав по ОУПДС накануне даты их проведения должен у судебного пристава-исполнителя получить всю необходимую информацию о порядке совершения исполнительных действий, возможных противоправных действиях должников, особенностях расположения объекта (помещения) и другие сведения, необходимые для организации его работы.

Указанные меры при участии в исполнительных действиях группы судебных приставов по ОУПДС осуществляет старший группы. Кроме того, в случае совершения исполнительных действий в отношении крупных должников или по особо важным исполнительным производствам судебному приставу-исполнителю и судебным приставам по ОУПДС целесообразно провести рекогносцировку местности, объектов, где будут осуществляться меры принудительного исполнения. В ходе рекогносцировки (изучения) уточняется расположение объектов (помещений), количество, вооружение и размещение постов охраны, возможные пути эвакуации должником техники, имущества и др. По окончании изучения составляется служебная записка, которая прикладывается к заявке.

По результатам анализа полученной информации заместитель старшего судебного пристава, курирующий вопросы ОУПДС (или лицо, его замещающее), составляет и представляет старшему судебному приставу расчет сил и средств, который после проверки утверждается старшим судебным приставом.

Взаимодействие с сотрудниками органов внутренних дел (участковыми инспекторами, работниками ППС и т.д.) организовывается на плановой основе с указанием цели, задач, времени, состава сил и средств, вооружения, порядка связи, действий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в месте совершения исполнительных действий.

Привлечение групп быстрого реагирования к участию в исполнительных действиях осуществляется в соответствии с установленным в каждом территориальном органе ФССП России порядком.

Особенностью организации обеспечения исполнительных действий по указанным выше исполнительным производствам является необходимость проведения старшим судебным приставом накануне дня их совершения координационного совещания с участием судебного пристава-исполнителя, группы судебных приставов по ОУПДС, старшего из состава группы быстрого реагирования, представителя органов внутренних дел. В ходе совещания рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

  • краткая характеристика исполнительного производства и планируемые действия в отношении должника;
  • сведения о должнике, его объектах и имуществе, о возможных противоправных действиях, в том числе о вероятности участия в них работников организации или привлечения других сил;
  • дата и время совершения исполнительных действий, в том числе время и место сбора участвующих сил и средств;
  • руководитель общими действиями. Как правило, им является старший судебный пристав, его заместители или судебный пристав-исполнитель;
  • привлекаемые силы и средства: количество людей, вооружение, автотранспорт. Целесообразно определить порядок привлечения понятых, а при необходимости вывоза имущества — грузчиков и транспорта, место складирования вывозимого имущества, организацию его охраны. Возможность привлечения специалистов при необходимости вскрытия хранилищ должника;
  • последовательность проведения исполнительных действий с определением наиболее опасных этапов (доступ на территорию должника, арест имущества, вывоз арестованного имущества и т.и.);
  • соответствующий расчет сил и средств на каждом этапе. Целесообразно определять группы или отдельных сотрудников для выполнения конкретных задач, например: для поддержания общественного порядка на местности, прилегающей к месту совершения исполнительных действий, — сотрудники органов внутренних дел; для обеспечения личной безопасности судебного пристава-исполнителя — судебные приставы по ОУПДС из группы быстрого реагирования; для обеспечения охраны объектов, помещений, арестованного имущества — судебные приставы по ОУПДС структурных подразделений управлений (отделов) ФССП России. Следует также учитывать, что в целях предупреждения возможного противодействия проходу судебных приставов на объект (в жилое помещение), для создания психологического перевеса и подавления агрессивной инициативы заинтересованных лиц в начальной стадии исполнительных действий необходимо привлекать максимально возможное количество судебных приставов и сотрудников взаимодействующих правоохранительных органов;
  • организация связи и порядок представления докладов;
  • действия взаимодействующих сил в возможных вариантах активного противодействия законным требованиям судебных приставов;
  • меры безопасности и соблюдение законности, особенно в случаях применения силовых мер, в ходе проводимых мероприятий;
  • порядок окончания исполнительных действий и убытия в места постоянной дислокации;
  • оформление результатов совершения исполнительных действий.
Читайте также:  Размер штрафа за просроченный паспорт в 2023 году

На этапе подготовки к совершению исполнительных действий могут использоваться и другие возможности их обеспечения.

Основной этап организации обеспечения безопасности исполнительных действий должен начинаться с инструктажа, проводимого старшим судебным приставом в день проведения указанных мероприятий.

При инструктаже начальник отдела — старший судебный пристав:

  • определяет руководителя исполнительных действий (как правило, своего заместителя или судебного пристава-исполнителя);
  • уточняет планируемое время начала действий, подробный расчет групп или судебных приставов по ОУПДС;
  • проверяет экипировку, состояние вооружения, исправность и работу средств радиосвязи, уточняет основную и запасную частоты радиостанций, напоминает телефоны дежурной части специализированного отдела по организации оперативного дежурства и ближайшего к месту проведения исполнительных действий отдела внутренних дел;
  • доводит порядок совершения исполнительных действий, задачи судебных приставов, при необходимости — порядок взаимодействия с приданными силами и средствами; моделирует различные варианты развития событий и добивается от подчиненных четкого понимания, кто и что в них должен делать;
  • проверяет знание судебными приставами своих прав и обязанностей, порядка применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; полномочий административной юрисдикции;
  • проверяет наличие необходимых бланков документов: протоколов об административных правонарушениях, рапортов о применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия и других бланков, необходимых для документирования действий судебных приставов;
  • доводит порядок обеспечения автотранспортом и убытия к месту совершения исполнительных действий;
  • отдает распоряжение на участие в исполнительных действиях.

После проведения инструктажа судебный пристав или группа судебных приставов по ОУПДС выезжают на место совершения исполнительных действий (в место сбора взаимодействующих сил и средств) совместно с судебным приставом-исполнителем.

По прибытии на место совершения исполнительных действий судебный пристав-исполнитель предъявляет должнику свое служебное удостоверение и знакомит его с соответствующими документами на осуществление исполнительных действий. При этом судебный пристав или группа приставов по ОУПДС могут не представляться, достаточно, если судебный пристав-исполнитель кратко представит их и укажет цель присутствия.

Данный этап совершения исполнительных действий является одним из самых сложных, так как при осуществлении прохода на территорию, занимаемую должником, очень вероятно активное его противодействие, в связи с чем судебным приставам по ОУПДС, обеспечивающим безопасность судебного пристава-исполнителя, необходимо быть предельно внимательными и соблюдать определенные правила поведения:

  • занимать в пространстве положение, создающее вокруг судебного пристава- исполнителя безопасную зону, исключающую возможность внезапного нападения на него. При этом находиться от защищаемого лица следует на расстоянии вытянутой руки;
  • постоянно следить за ситуацией в указанной зоне безопасности в целях обнаружения любых признаков угрозы, враждебности;
  • поддерживать с судебным приставом-исполнителем визуальный контакт, корректировать свою позицию относительно его положения при передвижениях;
  • предвидеть угрозу и немедленно принимать меры по ее нейтрализации. Учитывать, что нападающих может быть несколько и они могут прибегнуть к отвлекающим маневрам;
  • создавать физическое препятствие между защищаемым лицом и нападающим, а также при выведении защищаемого лица из опасной зоны.

На практике нередки случаи, когда силы судебных приставов и противодействующих их действиям граждан несопоставимы (например, массовое воспрепятствование работников промышленных и сельскохозяйственных предприятий осуществлению судебными приставами своих полномочий). В подобных случаях представляется нецелесообразным идти на силовой, тем более вооруженный, способ разрешения конфликта. Здесь в целях недопущения тяжелых последствий как для одной, так и для другой стороны судебным приставам следует по согласованию со старшим судебным приставом применить тактику «временного отступления», а в дальнейшем использовать законные способы для разрешения подобных конфликтов, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, в том числе совершение исполнительных действий в ночное время или в выходные дни, когда вероятность массового противостояния значительно снижается.

После доступа в место совершения исполнительных действий судебные приставы по ОУПДС с учетом особенностей внутреннего размещения помещений должны занять ключевые позиции для предотвращения угрозы безопасности судебному приставу-исполнителю, обеспечения сохранности арестовываемого или изымаемого имущества или для эффективного совершения иных видов исполнительных действий (применения мер принудительного исполнения).

Так, в целях соблюдения указанных условий необходимо обеспечить наружную охрану помещения (объекта), что позволит не допускать в место совершения исполнительных действий посторонних лиц, а также не санкционированный судебным при ставом-исполнителем вынос (вывоз) имущества.

Следует отметить, что разрешение на доступ граждан в место совершения исполнительных действий дает судебный пристав-исполнитель, при этом он вправе проверять документы, удостоверяющие личность.

В помещении необходимо определить наиболее опасные зоны, откуда может исходить угроза безопасности защищаемых лиц. Например, в квартире такими зонами являются кухня (наличие ножей, кухонных топориков и других колюще-режущих предметов), кладовые (хранение топоров, молотков и других инструментов, которые могут использоваться в качестве орудия нападения, а также различные опасные жидкости — кислоты, растворители и т.п.). В частных домовладениях особому контролю подлежат хозяйственные постройки, в которых хранится садово-огородный инвентарь, предметы которого зачастую используются должниками для нападения на судебных приставов. Поэтому судебным приставам необходимо принять превентивные меры по устранению возможных угроз нападения (потребовать закрыть на замки хозяйственные помещения, осуществлять контроль за перемещением должников в указанные помещения и т.п.).

Обязанности руководителя исполнительных действий

Руководитель исполнительных действий (заместитель старшего судебного пристава или судебный пристав-исполнитель):

  • организует и совершает исполнительные действия, принимает меры по недопущению осложнения обстановки, отдает необходимые распоряжения по порядку совершения исполнительных действий;
  • в ходе работы дает указания о допуске лиц в место проведения исполнительных действий;
  • при возникновении чрезвычайных ситуаций докладывает по средствам связи старшему судебному приставу и незамедлительно решает вопрос о привлечении к предупреждению и пресечению противоправных действий все имеющиеся в его распоряжении силы и средства;
  • выполняет рекомендации судебных приставов по ОУПДС по соблюдению личной безопасности, сохранности служебной документации, арестованного (изъятого) имущества.

Обязанности старшего группы судебных приставов по ОУПДС

Старший группы судебных приставов по ОУПДС;

  • осуществляет расстановку судебных приставов по ОУПДС в месте совершения исполнительных действий, руководит их действиями;
  • обеспечивает личную безопасность судебного пристава-исполнителя в ходе исполнительных действий;
  • выполняет указания судебного пристава-исполнителя по вопросам обеспечения исполнительных действий;
  • регулярно, по ходу проводимого мероприятия, докладывает старшему судебному приставу, в дежурную часть территориального органа ФССП России о ходе исполнительных действий и складывающейся ситуации, при необходимости запрашивает дополнительные силы и средства;
  • в соответствии с действующим законодательством реализует установленные полномочия по пресечению противоправных действий;
  • организует взаимодействие судебных приставов группы быстрого реагирования с сотрудниками органов внутренних дел;
  • принимает меры по организации охраны изъятого имущества в ходе совершения исполнительных действий и при доставке к месту хранения.

Обязанности судебного пристава по ОУПДС в процессе несения службы и запреты

Судебный пристав по ОУПДС в процессе несения службы:

  • обеспечивает безопасность судебного пристава-исполнителя;
  • не допускает нахождения посторонних лиц (не участвующих в исполнительном производстве) в месте совершения исполнительных действий;
  • обеспечивает сохранность служебной документации и бланков, а также изъятых у должника денежных средств, имущества и ценностей;
  • при необходимости обращается к сотрудникам органов внутренних дел за помощью для проверки документов, удостоверяющих личность у лиц, находящихся в месте совершения исполнительных действий;
  • периодически по средствам связи докладывает старшему группы о складывающейся ситуации, выполняет его указания;
  • в соответствии с установленными полномочиями пресекает преступления и правонарушения в месте совершения исполнительных действий, при необходимости задерживает нарушителей с дальнейшей передачей их в орган внутренних дел.

Судебному приставу по ОУПДС при участии в исполнительных действиях запрещается:

  • самостоятельно совершать какие-либо исполнительные действия, подменять судебного пристава-исполнителя;
  • предпринимать действия по вскрытию помещений или хранилищ должника;
  • отлучаться куда бы то ни было без разрешения старшего группы или судебного пристава-исполнителя;
  • отвлекаться по вопросам, не связанным с исполнением служебных обязанностей, в том числе заниматься погрузкой имущества и т.п.;
  • обсуждать с кем бы то ни было из сторон исполнительного производства или другими лицами действия судебного пристава-исполнителя и ход проводимых мероприятий.

В случае воспрепятствования законной деятельности судебного пристава-исполнителя или судебного пристава по ОУПДС в различных формах ненасильственного характера (отказ в допуске на объект или в помещение, непредставление необходимых служебных документов и т.п.) правонарушитель предупреждается об административной ответственности.

При продолжении указанных действий судебным приставом-исполнителем или судебным приставом по ОУПДС составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.8 КоАП РФ. При невозможности составления данного протокола на месте судебные приставы вправе применить меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (доставление, административное задержание) в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

В случае возникновения реальной угрозы жизни и здоровью судебных приставов (силовое сопротивление, нападение и т.п.) судебные приставы по ОУПДС вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с действующим законодательством. При необходимости судебные приставы имеют право обратиться за помощью к сотрудникам органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

Определение административно-правового положения судебного пристава как в сфере собственно исполнительного производства, так и в системе органов государственной власти Российской Федерации — одна из ключевых организационных проблем деятельности ФССП России. Главный вопрос здесь заключается в том, каким мы хотим видеть судебного пристава .

См.: Павин Д.В. Административно-правовой статус судебного пристава // Исполнительное право. 2008. N 4.

Разграничение судебных приставов в зависимости от исполняемых ими функций на судебных приставов по ОУПДС и судебных приставов-исполнителей не должно смещать акцент с основной функции ФССП России, заключающейся в эффективном и своевременном исполнении судебных актов.

Указанная функция должна осуществляться в организационном единстве с функциями по обеспечению безопасной деятельности судов, осуществлению предварительного расследования и полномочиями, предусмотренными законодательством об административных правонарушениях.

В перспективе, полагаем, все сотрудники ФССП России, непосредственно ответственные за осуществление ее функций, должны быть переведены в категорию лиц, находящихся на правоохранительной службе, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Пока не осуществлен перевод должностей судебных приставов в категорию должностей правоохранительной службы, будет сохраняться недостаточно высокий престиж ФССП России на рынке труда и в системе органов государственной власти. Подобная ситуация негативно сказывается на уровне подготовки кадров и мотивации судебных приставов, а следовательно, на эффективности деятельности всей службы судебных приставов.

Читайте также:  обжалование постановления о лишении прав

Кто такой судебный пристав

Не буду изобретать новое определение. Википедия дает его

Но это определение содержит неточность. Оно отражает только одну сторону профессии. А есть еще и другая. Дело в том, что действия судебных приставов регламентируются двумя федеральными законами: № 118 и 229.

Первый из них разъясняет:

  • задачи и требования,
  • права и обязанности,
  • полномочия и др.

Второй закон подробно останавливается на вопросах исполнительного производства:

  • документы и участники,
  • сроки,
  • меры принудительного исполнения и др.

Так вот, согласно закону № 118 есть 2 вида судебных приставов:

  1. По обеспечению установленного порядка деятельности судов. Если объяснять работу этих людей простыми словами, то они обеспечивают порядок в суде и за его пределами, безопасность всех участников процесса.
  2. Судебные приставы-исполнители – это люди, которые исполняют решение суда по делам об административных правонарушениях.

Более подробно права и обязанности двух категорий госслужащих разберем в отдельном разделе статьи.

Главным органом, который берет на себя функции охраны и обеспечения безопасности в судах, принудительного исполнения судебных решений, является Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Часто можно встретить аббревиатуры УФССП России, где под “У” скрывается “управление”, и РОСП – это значит районный отдел судебных приставов. Министерство юстиции организует и контролирует деятельность судебных приставов.

История становления этого института уходит к XII веку. Уже тогда люди, которые доставляли ответчиков в суд, обеспечивали охрану и порядок, взыскивали задолженность, наделялись широкими полномочиями. И никогда эта служба не была частной структурой, только государственной. А руководитель ФССП сегодня назначается Президентом РФ.

Меры принудительного исполнения

Некоторые меры принудительного исполнения в последнее время нашли особенный отклик у наших должников и ответчиков по суду:

1. Ограничение на выезд за границу.

Если в течение 2 месяцев после срока, отведенного на добровольное исполнение решения суда, ответчик так его и не исполнил, пристав имеет право запретить выезд должнику за пределы страны.

Требования суда, невыполнение которых грозит закрытием границы:

  • уплата алиментов, возмещение материального и морального вреда потерпевшему по делу, если сумма более 10 000 руб.;
  • требования, которые не связаны с возмещением денег;
  • другие требования, если сумма долга более 30 000 руб.

2. Временное ограничение на управление транспортными средствами (автомобили, водный и воздушный транспорт, мотоциклы, квадроциклы и др.)

Это решение не может быть принято в случае, если транспорт:

  • единственный источник дохода для должника и членов его семьи;
  • единственное средство передвижения в отдаленной местности;
  • используется для перевозки инвалида.

А также, если задолженность по исполнительному листу не более 10 000 руб.

3. Взыскание на имущество должника (деньги, ценные бумаги, другие ценности, движимое и недвижимое имущество).

Оно подлежит изъятию и передаче взыскателю или реализации с целью возмещения долга по исполнительному листу.

Далеко не на все имущество может быть обращено взыскание. Вот некоторые ограничения:

  • жилые помещения на праве собственности, если это единственные пригодные для проживания помещения;
  • одежда и обувь должника, предметы домашней обстановки за исключением предметов роскоши и драгоценностей;
  • имущество, которое необходимо для профессиональной деятельности должника и др.

1. Если пристав по оупдс нарушил сроки составления протокола, может ли это как-то повлиять на ход дела?

По большому счету нет.

2. Судебный пристав по ОУПДС-потребовал выложить содержимое карманов на стол, и снять наручные часы! Могу ли я держать в руках телефон и ключи?

А как вы проходить с ними через рамку металлоискателя будете? Она ведь сработает на них. В чем проблема положить эти вещи на стол и пройти контроль? Потом забрать вещи.

3. Проработал 2.8 лет судебным приставом по ОУПДС, сейчас работаю во ФСИН. Вопрос, пойдёт ли стаж работы судебным приставом в выслугу лет?

3.1. Нет не войдет, потому как это разные ведомства.

4. 6 месяцев назад муж устроился на работу судебным приставом по ОУПДС, имея высшее образование. В теч этих 6 месяцев он прошел обучение по программе профпереподготовки и получил юридическое образование, присвоена квалификация «Юрист». Для перерасчета оплаты труда только начальник службы имеет право предоставить документы о вновь полученном образовании и ряд других документов в кадровую службу? Он этого не делает. Имеет ли он на эти действия законное право?

4.1. Ни чего подобного в ФССП нет, оплата труда не зависит от того какое образование, юр или иное.

5. Хочу устроиться судебным приставом ОУПДС, но при попытке устроиться в отделе кадров мне показывают Приказ Федеральной службы судебных приставов от 07.03.2018 г. № 80 «Об установлении требований к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемых для замещения должности судебного пристава» и говорят, что я не подхожу. Я закончил Педагогический университет, образование высшее, квалификация «специалист по сервису и туризму», специальность «социально-культурный сервис и туризм»

5.1. Вам нужно написать заявление и потребовать на него письменный отказ, который вы сможете обжаловать, его
следует вам писать в двух экземплярах, на вашем принимающая сторона должна расписаться.

5.2.
Квалификационные требования к должностям гражданской службы установлены статьей 12 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В их число входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Отнесение должностей гражданской службы к определенным категориям и группам должностей гражданской службы закреплено Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Данное требование не применяется:

— к гражданам, претендующим на замещение данной должности гражданской службы, и гражданским служащим, замещающим данную должность, получившим высшее профессиональное образование до 29.08.1996;

— к гражданским служащим, имеющим высшее образование не выше бакалавриата, назначенным на данную должность до 01.07.2016.

Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы необходимо наличие высшего образования.

Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.

Особые требования предъявляются статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» к лицам, назначаемым на должности гражданской службы судебных приставов, которые в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Приказом ФССП России от 07.03.2018 № 80 установлены требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава.

Для замещения должности судебного пристава (за исключением судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов) необходимо наличие высшего образования по следующим специальностям и (или) направлениям подготовки:

«Экономика и управление»;

Для замещения должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов необходимо наличие среднего профессионального или высшего образования

по следующим профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки:

«Математика и механика»;

«Компьютерные и информационные науки»;

«Информатика и вычислительная техника»;

«Электроника, радиотехника и системы связи»;

«Оружие и системы вооружения»;

«Авиационная и ракетно-космическая техника»;

«Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники»;

«Экономика и управление»;

«Образование и педагогические науки»;

«Языкознание и литературоведение»;

«Физическая культура и спорт»;

«Обеспечение государственной безопасности».

Требование о наличии среднего профессионального образования, а также высшего образования для замещения должности судебного пристава

не применяется к гражданам Российской Федерации, назначенным на указанную должность до 01.01.2018, до назначения на новую должность

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для федеральных гражданских служащих установлены Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы», с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 12.10.2017 № 478, и составляют для замещения:

а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требования к стажу;

г) старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требования к стажу.

Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направления подготовки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *